A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

21 января в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена состоится торжественное открытие Года учителя в Российской Федерации. Роль личности учителя в образовании остается главной даже сейчас, в эпоху внедрения в школьную жизнь новых информационных технологий. 



Новейшие информационно‑коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью образования.

В рамках направления «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» все российские школы были подключены к Интернету

Благодаря тому, что во всех школах есть Интернет, появляются новые виды учебных материалов. Многие из них представляют собой оцифрованную информацию, ранее содержавшуюся в книгах или хранившуюся на кассетах, – цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов находится в открытом доступе в Интернете и включает в себя более 110 тысяч единиц информации (аудиокниги, репродукции картин, визуальные лаборатории, интерактивные карты, схемы и другие цифровые образовательные ресурсы).

По мнению экспертов, цифровые образовательные ресурсы повышают комфортность образовательной среды, но не приводят к коренным улучшениям учебного процесса. Учитель может использовать эти изображения лишь как иллюстрации к объясняемой на уроке теме.

В отличие от цифровых образовательных ресурсов электронные образовательные Интернет‑ресурсы (ЭОР) нового поколения представляют собой мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем, как в случае с ЦОРами. К примеру, ЭОР нового поколения по химии, лабораторная работа «Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха и парами воды» позволяет ученику выполнить ее не только в классе, а в любом месте, где есть компьютер. Манипулируя на экране изображениями пробирок и управляя реагентами, он может получить тот же результат, что и в реальности. При этом учитывается и то, сколько реагента он использовал и как долго держал пластину алюминия в каждой из колб.

После выполнения задания ЭОР создает специальную таблицу, из которой учителю видно, за какое время и с каким количеством ошибок оно было выполнено. Преподаватель может просто перекопировать эти данные с «флешки» или других носителей, которыми пользуются ученики, и сразу получить общую картину результатов – сведения обо всем классе. Кроме того, ЭОРы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании – каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе.

В рамках нацпроекта «Образование» в российские школы также началась поставка интерактивных аппаратных комплексов. В состав интерактивного аппаратно‑программного комплекса входят интерактивная доска, компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, комплекты системных и образовательных программ. Интерактивные доски решают проблему применения электронных материалов при обучении в классе. Содержание электронного учебника, наглядного пособия или других цифровых материалов может быть отображено на интерактивной доске, а преподаватель сможет управлять материалом при помощи специального беспроводного электронного маркера. При помощи такого маркера также можно сделать на интерактивной доске записи и пометки, как на обычной школьной доске. Изображение проецируется на интерактивную доску с монитора компьютера при помощи проектора. После подключения компьютером можно управлять при помощи как электронного маркера, так и стандартных средств – клавиатуры и мыши.

Во многих российских школах была введена информационная система электронных журналов и дневников. Суть работы электронных журналов в следующем: педагог выставляет отметки в специально созданной информационной базе. Ученики имеют доступ только к своим оценкам, а родители получают возможность посмотреть оценки своего ребенка. С помощью компьютера родители также могут узнавать о собраниях, просматривать задания на дом, расписание занятий, а также личные замечания учителей.

Например, в московском лицее «Столичный» реализован проект «Школа‑веб». В школе нет бумажных журналов, все журналы электронные. Родитель может в любой момент войти на свою страничку и посмотреть, какие уроки у его ребенка, какие он получил оценки, ‑ информация появляется в режиме реального времени. Все классы оборудованы веб‑камерами, и время от времени родителям сообщают, что в такое‑то время они могут посмотреть через Интернет, как идет учебный процесс. Из дома или с работы в определенное время родители, введя свой пароль, могут видеть реальный урок: как работает учитель, как занимаются дети. По специальному каналу родители могут задавать вопросы учителю и получать развернутые ответы.

В московских школах в 2007 году началась реализация проекта «Электронная карта учащегося». «Карта учащегося» используется для оплаты питания в столовой, а также для контроля прохода учащихся в здание общеобразовательного учреждения и учета посещаемости занятий школьниками. Карта позволяет получать данные об успеваемости учеников и информировать об этом родителей.

Благодаря развитию Интернета стала доступной такая особая образовательная технология как дистанционное образование для школьников. При этом каждый ученик работает дистанционно с преподавателями‑предметниками. Кроме того, у каждого старшеклассника есть помощник, с которым он разрабатывает графики изучения предметов. Ребенок сам выстраивает обучение, чтобы ему хватало времени на внешкольные занятия и отдых.

Удаленное обучение требует значительных усилий как со стороны обучающегося, так и со стороны учителя, который должен вовлечь школьника в образовательный процесс, заинтересовать его. В рамках Интернет‑урока можно изучить базовую информацию, получить историческую справку, выполнить творческое задание. Проводятся деловые игры, видео‑конференции, дебаты. Есть электронные классные журналы, функционирует система комплексного оценивания, позволяющая учитывать успешность учащихся в самых разнообразных видах деятельности.

Весной 2009 года в Москве был запущен передвижной учебный класс «Нанотрак», созданный по инициативе Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект».

«Нанотрак» курсирует по Москве и проводит уроки для школьников. В автомобильном прицепе площадью 40 квадратных метров оборудован учебный класс с демонстрационным столом и сложными электронными приборами.

В лаборатории на колесах школьники могут ознакомиться с нанотехнологиями и самостоятельно провести опыты с использованием мельчайших частиц.

На XI Всероссийском форуме «Образовательная среда – 2009» впервые был представлен специальный мобильный учебный комплекс.

Мобильная школа укомплектована всем необходимым учебно‑методическим оборудованием ‑ в ней есть отдельные кабинеты по различным общеобразовательным предметам, в том числе химическая лаборатория, а также раздевалка для учеников, учительская и буфет. Комплекс оснащен противопожарной сигнализацией. В такой школе одновременно могут учиться 100 учеников в две смены.

Ввод в эксплуатацию полностью оснащенного учебного заведения занимает максимум 20 дней. Инновационная технология позволяет до 10‑ти раз монтировать и демонтировать здание без нарушения эксплуатационных характеристик. Первое подобное учреждение появится в Амурской области.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА новости