Сведения об образовательной организации

   
 
Психологическая помощь: 
рубрика "Напиши письмо на Линию помощи или Пообщайся в чате"
 
Экстренная психологическая помощь
ГБУ СО "ЦППМСП "Ладо"
8-922-100-58-82
 
Школьная психологическая служба
8-919-387-09-07
время работы: будни с 9:00 до 17:00
   
Статьи и обзоры nachodki.ru

ВОПРОС. Является ли Центр «Эхо» образовательной организацией?

ОТВЕТ. Да. «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» является Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Свердловской области, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших и других групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших и других групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы.


ВОПРОС. Кто может поступить на обучение?

ОТВЕТ. По заявлению родителей (законных представителей) на обучение принимаются дети с нарушенным слухом, проживающие на территории г.Екатеринбурга и Свердловской области, имеющие соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии.


ВОПРОС. Как организован учебный процесс?

ОТВЕТ. Центр «Эхо» работает в рамках классно-урочной системы. Образовательный процесс организован в одну смену, в режиме пятидневной учебной недели в 1-4 классах. Продолжительность уроков 35 минут в первых классах, 40 минут во 2-4 классах. Продолжительность перемен 15 – 20 минут.

Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели; во 2-4 классах – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает, обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю в 1 классе; 22 часа в неделю во 2-4 классах и внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять менее 3630 часов и более 4000 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1690 часов. Внеурочная деятельность организуется после проведения уроков по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, обще-интеллектуальное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное).


ВОПРОС. Как организовано питание учащихся?

ОТВЕТ. Центр «Эхо» имеет собственную столовую (пищеблок и обеденный зал), общей площадью более 240 кв.м. Питание организовано по двухнедельному меню, согласованному с Территориальным Управлением Роспотребнадзора в Октябрьском и Кировском районах г.Екатеринбурга. Питание для обучающихся, живущих в г.Екатеринбурге – 2-х разовое, для воспитанников, находящихся на круглосуточном пребывании - 5-ти разовое. Качество питания и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований контролирует диетсестра. Охват детей горячим питанием составляет 100%.


ВОПРОС. Какое внимание уделяется развитию слуха и речи учащихся?

ОТВЕТ. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи ведётся учителями по слуховой работе, учителями начальной школы, учителями-предметниками на уроках; воспитателями на тематических занятиях, во время прогулок, экскурсий, самоподготовки, посещения театров, в различной практической деятельности воспитанников.

В основу формирования и развития речи положен коммуникативный подход. В школе соблюдается единый слухоречевой режим, который предусматривает:

  • Формирование у обучающихся потребности в речевом общении, поддержание всех проявлений речи, побуждение их к активному применению речи.
  • Обязательная работа со звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки.
  • Обязательное использование обучающимися слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, в т.ч. во внеурочное время.
  • Использование остаточного слуха обучающимися как необходимого условия формирования устной речи и общения.
  • Мотивированное речевое общение обучающихся.

 

Вопросы, наиболее часто задаваемые родителями, и ответы на них


Вопрос. Каковы причины врожденных и приобретенных нарушений слуха?

Ответ. По статистике, в России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Проблемы со слухом бывают врожденные и приобретенные. Потеря способности слышать может быть различной – от неспособности улавливать тихие, нежные звуки до полной глухоты.

Даже небольшая потеря слуха мешает в повседневной жизни, затрудняет общение с семьёй, с друзьями. Непонимание, необходимость переспрашивать нередко вызывает у человека чувство дискомфорта, неловкости, оторванности от мира. В детском возрасте нарушение слуха может сказаться на формировании речи и общем развитии ребёнка.

То, что мы привыкли называть словом «слух» - на самом деле удивительный процесс, включающий в себя восприятие, передачу и распознавание звука. Анатомически выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное и среднее – улавливают и усиливают звуковые волны, а внутреннее - превращает их в нервные импульсы, которые получает и распознаёт мозг.

Нарушения слуха встречаются часто и во всех возрастных группах. Многие люди теряют слух в результате травмы или болезни. В числе заболеваний можно назвать отит, менингит, осложнения после инфекционного заболевания (скарлатина, грипп и др.). У некоторых слух ухудшается с возрастом (пресбиакузис). Это приобретённые нарушения.

Иногда дети рождаются с нарушением слуха - слабослышащими или глухими. Причиной этого может быть:

  1. наследственность – наличие нарушений слуха в семье, у родственников;
  2. нарушение внутриутробного развития плода – по разным причинам:
    - исходное состояние здоровья родителей (курение, употребление ПАВ – алкоголь, наркотики; профессиональные вредности и др.);
    - фон, на котором протекает беременность (употребление ПАВ, заболевания матери, в т.ч. – инфекционные – тяжёлая ОРВИ, грипп, корь, краснуха – особенно опасны в 1-м триместре; ВУИ – внутриутробное инфицирование);
    - условия развития плода (недоношенность, физиологическая незрелость);
  3. особенности течения родов («стремительные», длительные, связанные с атипичным предлежанием плода и др.).

Вопрос. В чем различие между ребёнком, который развивается, воспринимая звуки, и ребёнком, который, их не слышит?

Ответ. Первые месяцы и годы жизни ребенка являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Раннее выявление снижения слуха и слухопротезирование в первые два года жизни (сенситивный период развития речи) способствуют формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сенситивный период речевого развития закончился, а речь не начала формироваться, то даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей ведет, как правило, к необратимым изменениям и инвалидизации, необходимости обучаться в специальных условиях.

Большая часть слышащих родителей и сегодня воспринимает слуховой аппарат или кохлеарный имплант как чудесную машинку, надев которую на ухо ребёнку мы предоставим ему все звуки и радости мира слышащих, в том числе – умение говорить всё и сразу. Необходимо понимать, что в «нагрузку» к слуховому аппарату или кохлеарному импланту прилагается необходимость постоянной титанической слухоречевой работы с ребёнком.


Вопрос. Зачем новорожденным в родильном доме в первые дни жизни проверяют слух?

Ответ. Чем раньше будет диагностировано нарушение слуха у ребёнка, тем раньше начнётся и успешнее будет его реабилитация. Если слуховой нерв в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет достаточно хорошо проводить звуковую информацию в мозг, а мозг не научится её распознавать, т.е. слышать. Мозгу необходим постоянный опыт в распознавании звуков человеческой речи, накоплении слов. Наиболее благоприятный период (т.н. сенситивный) формирования «базы речи» у ребёнка непродолжителен: с момента рождения до 2-х, максимум – до 3-х лет. Именно поэтому так важно в случае врожденного нарушения слуха рано его определить, диагностировать и начать реабилитацию. По Всероссийской программе аудиологического скрининга для первичной скрининговой диагностики у детей уже в роддоме используются методы аппаратной регистрации слуховых параметров. Это портативные автоматические системы для регистрации отоакустической эмиссии. С помощью микрокомпьютера можно быстро и точно определить, есть ли у ребёнка даже минимальные проблемы со слухом. За несколько минут система позволяет провести объективное аудиологическое тестирование ребёнка любого возраста.

Если по какой-то причине скрининг-диагностика при рождении не проведена, уже в первые недели жизни ребенка родителям следует обратить внимание на отношение младенца к окружающим его звукам. При малейшем подозрении на снижение слуха (отсутствие реакции на звучащую игрушку, громкие звуки, включенное радио, телевизор и т.п.) необходимо обратиться к специалисту – отоларингологу-сурдологу.


Вопрос. Сегодня применяется такой метод восстановления слуха, как кохлеарная имплантация. Что это такое?

Ответ. Чаще всего потеря слуха вызвана разрушением чувствительных волосковых клеток, которые находятся в улитке внутреннего уха и отвечают за преобразование звуков в электрические потенциалы.

Кохлеарный имплант представляет собой сложную техническую систему, которая берет на себя функции поврежденного части внутреннего уха. Принцип его действия в следующем: микрофон воспринимает звуки и передает их в речевой процессор. Процессор преобразует поступающие звуки в набор электрических импульсов, закодированных с помощью определенной стратегии, а затем направляет их на передатчик. Передатчик беспроводным путем посылает импульсы в приемник, имплантированный под кожей за ухом пациента. Приемник направляет этот набор импульсов на электрод, вживленный в улитку. Благодаря этому слуховой нерв генерирует электрические потенциалы и направляет их в мозг. Тем самым восстанавливается недостающее звено, а вместе с ним – процесс слуха.

Микрофон, речевой процессор и передатчик представляют собой наружные части системы кохлеарного импланта. Внутренние части системы – приемник и электроды – имплантируются в ходе хирургической операции под общим наркозом. Эта операция называется кохлеарная имплантация.


Вопрос. Правда ли, что кохлеарный имплант - это метод восстановления слуха для всех, кому поставили диагноз «глухота»?

Ответ. Сегодня кохлеарные импланты применяются как при слухопротезировании взрослых, так и детей, вне зависимости от того, родились ли они глухими, или потеря слуха наступила позже. Чем короче для пациента был период глухоты, тем успешнее пройдет операция. Однако – главное условие – нарушение в той части внутреннего уха, которая называется «улиткой». В других случаях этот вариант высокотехнологичного слухопротезирования неэффективен.


Вопрос. Делают ли такие операции слабослышащим детям?

Ответ. Да, если степень потери слуха достаточно высокая (например, четвёртая) и ребёнок не может быть качественно протезирован обычным слуховым аппаратом.


Вопрос. Как долго продолжается реабилитационный период после установки кохлеарного импланта?

Ответ. Продолжительность и интенсивность реабилитационного периода напрямую связана с продолжительностью периода отсутствия полноценного слуха и наличием или отсутствием слухо-речевого опыта. С помощью современных кохлеарных имплантов пациенты способны воспринимать не только речь, но и весь диапазон звуков, доступных человеческому уху. Но между понятиями «быть способным» и «уметь» - большая дистанция, преодолеть которую и помогает реабилитационный период. Например, если человек оглох внезапно, а до этого слышал и говорил – реабилитация после КИ будет недолгой. Человек привыкнет к новой системе передачи звукового сигнала, а привыкнув – воспользуется прежним слухоречевым опытом и собственной базой речи. Через короткое время он будет говорить, как раньше, пользуясь восстановленными возможностями слуха.

Но если слуховой нерв пациента никогда или в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет быстро и качественно проводить звуковую информацию в мозг даже при помощи импланта. Мозг, не имеющий опыта распознавания звуков с периода внутриутробного развития или с раннего возраста – не сможет быстро включиться в этот процесс. Здесь придётся с нуля формировать базу речи, накапливать словарный запас, учиться строить грамматические конструкции и слухоречевая реабилитация пойдёт гораздо медленнее. Именно поэтому так важно в случае врожденной глухоты провести имплантацию до достижения ребенком возраста двух – трёх лет, наложив начало периода реабилитации на сенситивный (наиболее интенсивный и благоприятный) период развития речи. Если КИ делается позже - благоприятное время будет упущено и процесс реабилитации затянется на годы.


Вопрос. Может ли слухопротезированный ребенок чувствовать себя свободно в детском коллективе, социализироваться и стать успешным в будущем?

Ответ. Сегодня качество жизни ребенка с нарушенным слухом определяется ранним адекватным слухопротезированием, организацией образовательного маршрута, интеграцией в коллектив сверстников, адаптацией к требованиям общества. Если диагноз поставлен в первые месяцы жизни, ребёнок слухопротезирован рано, то при своевременно начатой реабилитации – все ожидания оправдаются. При небольшой потере слуха достаточно ношения слуховых аппаратов (СА) с индивидуальными ушными вкладышами (ИУВ). При значительной потере слуха необходимо высокотехнологичное слухопротезирование (кохлеарная имплантация). Во всех случаях обязательно регулярное сурдологическое наблюдение и постоянные занятия с сурдопедагогом, педагогом-психологом, логопедом. Многие дети по окончании средней школы успешно продолжают образование в колледжах, институтах, овладевают интересными творческими профессиями.

Сурдолог, врач высшей категории, засл.врач РФ Козлова В.П.

   

 

   

Важное

Горячее питание

Памятка по организации учебного процесса в особых условиях (памятка составлена на основе рекомендаций Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24)


В связи с ограничительными мерами с 01.09.2021 ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо» временно осуществляет прием граждан в дистанционном режиме.

по вопросам организации образовательного процесса, приема в школу
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Холкина Ольга Николаевна
тел., WhatsApp, 89086305658

по организации работы интерната
заместитель директора по воспитательной работе
Князева Екатерина Алексеевна
тел., WhatsApp, 89045407974

по вопросам организации питания
зав. производством
Мишарина Татьяна Ефимовна
тел., WhatsApp, 89502083651

приемная директора Центра,
тел 8(343)2573758

Обращения и вопросы могут быть отправлены:

- на электронную почту ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо» centrecho@mail.ru
- посредством заполнения гугл-формы «задать вопрос» на сайте ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»