A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

Вопросы, наиболее часто задаваемые родителями, и ответы на них


Вопрос. Каковы причины врожденных и приобретенных нарушений слуха?

Ответ. По статистике, в России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Проблемы со слухом бывают врожденные и приобретенные. Потеря способности слышать может быть различной – от неспособности улавливать тихие, нежные звуки до полной глухоты.

Даже небольшая потеря слуха мешает в повседневной жизни, затрудняет общение с семьёй, с друзьями. Непонимание, необходимость переспрашивать нередко вызывает у человека чувство дискомфорта, неловкости, оторванности от мира. В детском возрасте нарушение слуха может сказаться на формировании речи и общем развитии ребёнка.

То, что мы привыкли называть словом «слух» - на самом деле удивительный процесс, включающий в себя восприятие, передачу и распознавание звука. Анатомически выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное и среднее – улавливают и усиливают звуковые волны, а внутреннее - превращает их в нервные импульсы, которые получает и распознаёт мозг.

Нарушения слуха встречаются часто и во всех возрастных группах. Многие люди теряют слух в результате травмы или болезни. В числе заболеваний можно назвать отит, менингит, осложнения после инфекционного заболевания (скарлатина, грипп и др.). У некоторых слух ухудшается с возрастом (пресбиакузис). Это приобретённые нарушения.

Иногда дети рождаются с нарушением слуха - слабослышащими или глухими. Причиной этого может быть:

  1. наследственность – наличие нарушений слуха в семье, у родственников;
  2. нарушение внутриутробного развития плода – по разным причинам:
    - исходное состояние здоровья родителей (курение, употребление ПАВ – алкоголь, наркотики; профессиональные вредности и др.);
    - фон, на котором протекает беременность (употребление ПАВ, заболевания матери, в т.ч. – инфекционные – тяжёлая ОРВИ, грипп, корь, краснуха – особенно опасны в 1-м триместре; ВУИ – внутриутробное инфицирование);
    - условия развития плода (недоношенность, физиологическая незрелость);
  3. особенности течения родов («стремительные», длительные, связанные с атипичным предлежанием плода и др.).

Вопрос. В чем различие между ребёнком, который развивается, воспринимая звуки, и ребёнком, который, их не слышит?

Ответ. Первые месяцы и годы жизни ребенка являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Раннее выявление снижения слуха и слухопротезирование в первые два года жизни (сенситивный период развития речи) способствуют формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сенситивный период речевого развития закончился, а речь не начала формироваться, то даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей ведет, как правило, к необратимым изменениям и инвалидизации, необходимости обучаться в специальных условиях.

Большая часть слышащих родителей и сегодня воспринимает слуховой аппарат или кохлеарный имплант как чудесную машинку, надев которую на ухо ребёнку мы предоставим ему все звуки и радости мира слышащих, в том числе – умение говорить всё и сразу. Необходимо понимать, что в «нагрузку» к слуховому аппарату или кохлеарному импланту прилагается необходимость постоянной титанической слухоречевой работы с ребёнком.


Вопрос. Зачем новорожденным в родильном доме в первые дни жизни проверяют слух?

Ответ. Чем раньше будет диагностировано нарушение слуха у ребёнка, тем раньше начнётся и успешнее будет его реабилитация. Если слуховой нерв в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет достаточно хорошо проводить звуковую информацию в мозг, а мозг не научится её распознавать, т.е. слышать. Мозгу необходим постоянный опыт в распознавании звуков человеческой речи, накоплении слов. Наиболее благоприятный период (т.н. сенситивный) формирования «базы речи» у ребёнка непродолжителен: с момента рождения до 2-х, максимум – до 3-х лет. Именно поэтому так важно в случае врожденного нарушения слуха рано его определить, диагностировать и начать реабилитацию. По Всероссийской программе аудиологического скрининга для первичной скрининговой диагностики у детей уже в роддоме используются методы аппаратной регистрации слуховых параметров. Это портативные автоматические системы для регистрации отоакустической эмиссии. С помощью микрокомпьютера можно быстро и точно определить, есть ли у ребёнка даже минимальные проблемы со слухом. За несколько минут система позволяет провести объективное аудиологическое тестирование ребёнка любого возраста.

Если по какой-то причине скрининг-диагностика при рождении не проведена, уже в первые недели жизни ребенка родителям следует обратить внимание на отношение младенца к окружающим его звукам. При малейшем подозрении на снижение слуха (отсутствие реакции на звучащую игрушку, громкие звуки, включенное радио, телевизор и т.п.) необходимо обратиться к специалисту – отоларингологу-сурдологу.


Вопрос. Сегодня применяется такой метод восстановления слуха, как кохлеарная имплантация. Что это такое?

Ответ. Чаще всего потеря слуха вызвана разрушением чувствительных волосковых клеток, которые находятся в улитке внутреннего уха и отвечают за преобразование звуков в электрические потенциалы.

Кохлеарный имплант представляет собой сложную техническую систему, которая берет на себя функции поврежденного части внутреннего уха. Принцип его действия в следующем: микрофон воспринимает звуки и передает их в речевой процессор. Процессор преобразует поступающие звуки в набор электрических импульсов, закодированных с помощью определенной стратегии, а затем направляет их на передатчик. Передатчик беспроводным путем посылает импульсы в приемник, имплантированный под кожей за ухом пациента. Приемник направляет этот набор импульсов на электрод, вживленный в улитку. Благодаря этому слуховой нерв генерирует электрические потенциалы и направляет их в мозг. Тем самым восстанавливается недостающее звено, а вместе с ним – процесс слуха.

Микрофон, речевой процессор и передатчик представляют собой наружные части системы кохлеарного импланта. Внутренние части системы – приемник и электроды – имплантируются в ходе хирургической операции под общим наркозом. Эта операция называется кохлеарная имплантация.


Вопрос. Правда ли, что кохлеарный имплант - это метод восстановления слуха для всех, кому поставили диагноз «глухота»?

Ответ. Сегодня кохлеарные импланты применяются как при слухопротезировании взрослых, так и детей, вне зависимости от того, родились ли они глухими, или потеря слуха наступила позже. Чем короче для пациента был период глухоты, тем успешнее пройдет операция. Однако – главное условие – нарушение в той части внутреннего уха, которая называется «улиткой». В других случаях этот вариант высокотехнологичного слухопротезирования неэффективен.


Вопрос. Делают ли такие операции слабослышащим детям?

Ответ. Да, если степень потери слуха достаточно высокая (например, четвёртая) и ребёнок не может быть качественно протезирован обычным слуховым аппаратом.


Вопрос. Как долго продолжается реабилитационный период после установки кохлеарного импланта?

Ответ. Продолжительность и интенсивность реабилитационного периода напрямую связана с продолжительностью периода отсутствия полноценного слуха и наличием или отсутствием слухо-речевого опыта. С помощью современных кохлеарных имплантов пациенты способны воспринимать не только речь, но и весь диапазон звуков, доступных человеческому уху. Но между понятиями «быть способным» и «уметь» - большая дистанция, преодолеть которую и помогает реабилитационный период. Например, если человек оглох внезапно, а до этого слышал и говорил – реабилитация после КИ будет недолгой. Человек привыкнет к новой системе передачи звукового сигнала, а привыкнув – воспользуется прежним слухоречевым опытом и собственной базой речи. Через короткое время он будет говорить, как раньше, пользуясь восстановленными возможностями слуха.

Но если слуховой нерв пациента никогда или в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет быстро и качественно проводить звуковую информацию в мозг даже при помощи импланта. Мозг, не имеющий опыта распознавания звуков с периода внутриутробного развития или с раннего возраста – не сможет быстро включиться в этот процесс. Здесь придётся с нуля формировать базу речи, накапливать словарный запас, учиться строить грамматические конструкции и слухоречевая реабилитация пойдёт гораздо медленнее. Именно поэтому так важно в случае врожденной глухоты провести имплантацию до достижения ребенком возраста двух – трёх лет, наложив начало периода реабилитации на сенситивный (наиболее интенсивный и благоприятный) период развития речи. Если КИ делается позже - благоприятное время будет упущено и процесс реабилитации затянется на годы.


Вопрос. Может ли слухопротезированный ребенок чувствовать себя свободно в детском коллективе, социализироваться и стать успешным в будущем?

Ответ. Сегодня качество жизни ребенка с нарушенным слухом определяется ранним адекватным слухопротезированием, организацией образовательного маршрута, интеграцией в коллектив сверстников, адаптацией к требованиям общества. Если диагноз поставлен в первые месяцы жизни, ребёнок слухопротезирован рано, то при своевременно начатой реабилитации – все ожидания оправдаются. При небольшой потере слуха достаточно ношения слуховых аппаратов (СА) с индивидуальными ушными вкладышами (ИУВ). При значительной потере слуха необходимо высокотехнологичное слухопротезирование (кохлеарная имплантация). Во всех случаях обязательно регулярное сурдологическое наблюдение и постоянные занятия с сурдопедагогом, педагогом-психологом, логопедом. Многие дети по окончании средней школы успешно продолжают образование в колледжах, институтах, овладевают интересными творческими профессиями.

Сурдолог, врач высшей категории, засл.врач РФ Козлова В.П.